Суббота
27.04.2024
12:45

Приветствую Вас Гость
RSS

Дом детского творчества
г. Нолинска 

 
Главная Регистрация Вход
Дополнительное образование как средство профилактики девиантного поведения детей и подростков »
Эмблема

ПФДО

Меню сайта

ДДТ

Сайты

Сетевичок

Наш опрос
Как бы вы в целом оценили доброжелательность и вежливость работников организации?
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дополнительное образование как средство профилактики

девиантного поведения детей и подростков.

Родыгина С.В., социальный педагог

В процессе приобретения и усвоения социального опыта человечества личность включается в процесс общения и отношений с окружающими людьми, явлениями, вещами, развивает определенную деятельность. Условия жизни в социуме помогают развитию задатков человека, являются объективной предпосылкой успешного развития личности. В условиях жизнедеятельности людей особую роль играет педагогическая целесообразность этой деятельности; она интенсивно развивает и обогащает природные задатки, склонности, способности, формирует общественную направленность личности и социально значимые качества:  коллективизм, трудолюбие, ответственность, является фактором нравственного воспитания и обеспечивает профилактику девиантного поведения детей и подростков.

Значительную часть своего периода детства человек проводит в образовательном учреждении. Образовательное учреждение - это второй по значимости после семьи, а в ряде случаев главный, институт формирования личности человека. Учебная деятельность в течение всего периода общего школьного образования и ее продолжение в системе дополнительного образования существенно влияет на жизнедеятельность детей и подростков.

Идея дополнительного образования получила законодательное закрепление в 1992 году в Законе РФ «Об образовании». В соответствии с этим законом учреждения внешкольного воспитания были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.

Основными достоинствами дополнительного образования являются его доступность, а также свобода выбора ребенком направления деятельности с учетом его интересов и творческих способностей. Очень важно, чтобы как можно раньше, практически еще в младшем школьном возрасте, ребенок определился с выбором занятий по интересам. Роль учреждений дополнительного образования здесь просто неоценима, поскольку дети имеют возможность в свободное от основной учебы время получить прекрасное образование в различных творческих объединениях, секциях, студиях и т. д. Но далеко не каждый ребенок может определиться с выбором занятий в свободное время. Здесь ему на помощь приходят родители, советуя каким видом творчества можно было бы заняться, ведь кто как не родители знают интересы и увлечения своих детей.

Необходимо также и педагогам общеобразовательных школ вовремя подсказать обучающимся, как интересно и с пользой можно провести свой досуг. В свою очередь учреждения дополнительного образования должны как можно чаще организовывать и проводить специальные выставки, конкурсы и соревнования с целью пропаганды детского творчества. Хорошо, если педагоги дополнительного образования регулярно будут приходить в школы для беседы с обучающимися (например, во время классных часов), а также на родительские собрания в младших и средних классах с целью разъяснения родителям о важности организованного досуга их детей.

Учреждения дополнительного образования посещают дети из разных слоев общества. Детям из малообеспеченных семей они позволяют получить дополнительное образование на бесплатной основе, обеспечивая их социальную защиту. Именно дополнительное образование следует рассматривать как пространство расширения возможностей развития личности, как пространство, которое сокращает в разы негативное поведение детей и подростков. Установлено, что дети, не посещающие подобные занятия, в большей степени подвержены негативному влиянию улицы, поскольку вырваны из нормальной системы отношений.

Необходимость взаимодействия основного и дополнительного образования заключаются в том, чтобы дать обучающимся конкретные знания и привить интерес к предмету познания, заложить фундамент целого видения мира во всем его многообразии, быть направленной на реализацию разнообразных потребностей, на их социальную защиту, адаптацию, оздоровление, позволять подросткам приобрести новый социальный опыт, способствовать жизненному самоопределению. К тому же обеспечивается возможность получения разностороннего образования всеми детьми: одаренными, социально незащищенными, имеющими отклонения в развитии.

Эффективность социально-педагогической деятельности общеобразователь-ной школы и УДОД по профилактике девиантного поведения напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:

  • изучение конкретных условий социального окружения в микрорайоне, а также социального заказа детей и их родителей;
  • подключение родителей к разрешению проблем взаимодействия подростка с социумом;
  • организация совместной деятельности детей и взрослых;
  • управление общественным мнением, организация влияния на подростка через группы и коллективы, включение его в отношения ответственной зависимости;
  • организация профориентационной работы среди подростков;
  • подключение специалистов по коррекции поведения и органов правопорядка;
  • представительство детских и подростковых организаций, объединений в руководящих структурах микрорайона, округа;
  • организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка.

Современная модель интегрированной социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы и УДОД по профилактике девиантного поведения детей и подростков предполагает новый взгляд на ребенка и его семью, обеспечивает влияние на формирование нравственных взаимоотношений подростков с другими людьми, где проявляется положительный момент. Способствует развитию и удовлетворению потребностей, обеспечивает социальную адаптацию, подготовку к новым жизненным условиям.

Противоправное поведение появляется далеко не вдруг, ему предшествует серия поступков, которые расцениваются как аморальные, антиобщественные и которые говорят о деформации личности подростка. Ребенок еще не совершил противоправного поступка, но существуют «индикаторы», по которым можно сказать, что при определенных, неблагоприятных стечениях обстоятельств (систематическая неуспеваемость, отчуждение в семье, в школьном коллективе, психологической дискомфорт, ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее микросреде) этот несовершеннолетний может пойти на подобное действие. Таким образом, если вовремя заметить такого ребенка и провести с ним индивидуальную профилактическую работу, то вполне вероятно, что он не повторит проступка.

Квалифицируя какие-то особенности поведения обучающихся как отклонения от норм, необходимо учитывать стабильность и частоту их проявлений, а также особенности личности, возраста и самой ситуации. Только принимая во внимание все это, можно выносить свои суждения и, тем более, определять меры воздействия на несовершеннолетних в целях ранней профилактики отклоняющегося поведения. Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Необходима ранняя профилактика девиантного поведения детей. И в данном случае роль образовательного учреждения зачастую является основной, поскольку семья нередко сама выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

Основой ранней профилактики является:

  • создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей определенной возрастной группы;
  • своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста.

Ранняя профилактическая работа необходима в работе со всеми возрастными группами обучающихся, но в современных условиях основной акцент надо сделать на профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста и младших подростков (учащихся до 10-11 лет).

Можно выделить следующие элементы системы специальной совместной профилактики в образовательных учреждениях:

1) выявление и учет обучающихся, требующих особого педагогического внимания, в том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия;

2) анализ причин отклонения в поведении;

3) определение и реализация мер направленных на коррекцию поведения.

Задачи по определению и осуществлению практических мер по коррекции поведения обучающихся в той или иной мере решаются во всех образовательных учреждениях. Существующие проблемы можно свести к нескольким:

  • меры по коррекции поведения могут носить характер прямого давления на подростка, характер требования изменить свое поведение, хотя на самом деле надо воздействовать на внешние факторы, провоцирующие отклонения в поведении;
  • принимаемые меры носят частичный характер, не используются возможности сотрудничества с органами социальной защиты населения, органами внутренних дел;
  • работа с родителями как основными педагогическими партнерами носит эпизодический характер.

Первая из указанных проблем во многом связана с квалификацией педагогов. Решение второй проблемы зависит от статуса образовательного учреждения в конкретном районе, здесь многое зависит от инициативы директора учреждения. В этой связи при оценке профилактической деятельности образовательного учреждения необходимо анализировать не только принятые меры, но и определять организации, взаимодействия с которыми целесообразны.

Трудности работы с родителями в большой степени обусловлены прекращением практики посещения педагогами семей обучающихся и сужением самой сферы общения педагогов и родителей. Тогда как, например, в учреждениях дополнительного образования существуют самые разнообразные формы взаимодействия с семьей:

  • конкурсные программы с участием родителей;
  • выставки совместных работ «Домашняя мастерская»;
  • открытое учебное занятие;
  • благодарственное письмо родителям;
  • информационный стенд;
  • клуб интересных встреч с родителями;
  • творческий отчет перед родителями;
  • консультация для родителей;
  • совместные праздники.

Семья и детские образовательные учреждения – основные источники формирования поведенческих норм и правил. Однако на ребенка действуют еще и другие факторы – улица, СМИ, места досуга. Да и семьи, к сожалению, не всегда бывают благополучными. Поэтому основным фактором в воспитании ребенка, защиты его от любого негативного воздействия остаётся неравнодушие и любовь окружающих его людей – родителей, педагогов, сверстников. Главное – не проходить мимо, когда ты заметил что-то не то в поведении ребенка, не позволять ему замкнуться в своей обиде, не оставлять одного в трудной ситуации.

Наша общая задача – создать условия помощи каждому ребенку в правильном выборе образа жизни, способствующего сохранению и укреплению его физического и душевного здоровья.

Вход на сайт

ЛКО
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

страница в ВК

НОК

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта